Проблемы трудоустройства выпускников
Трудоустройство молодого специалиста и начало работы по специальности – важнейший этап его профессиональной жизни, а успешность трудоустройства – один из главных показателей качества образования.
В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску места работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше. Устройство на работу – непростой процесс. Далеко не каждый человек способен успешно пройти его, даже при наличии хорошего образования и опыта работы. Молодые же специалисты еще не имеют опыта работы по специальности, а иногда и опыта трудовой деятельности вообще.
Сегодня реализуют профессиональные возможности по своей профессии не более 70% выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодых людей. Одна из них – несоответствие между потребностями рынка труда, с одной стороны, и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников – с другой. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования. В данной ситуации возрастают роль и значение профессиональной ориентации и психологической поддержки в личностно профессиональном самоопределении молодых граждан, прежде всего учащихся общеобразовательных учреждений.
До конца 2014 года в техникуме планируется создание службы содействия трудоустройству выпускников (ССТВ), которая будет оказывать помощь не только в поиске работы, но и в поиске «себя в работе».
|